Павловск | Зодчий Чарльз Камерон

Камерон Чарльз (Карл Карлович). (1743 - 1812)

Павловский дворец возведен в том месте, где когда-то бушевало ледниковое море, но уступившей властвованию природы, вода ушла, оставив заместо себя извилистую реку Славянку и много валунов больших размеров.

Ныне Павловский парк занимает почти 600 га привлекающий красотой и царственной атмосферой, который является крупным пейзажным парком, в него входит семь ландшафтных зоны: Парадное поле, Старая Сильвия, Долина реки Славянки, Придворцовый, Белая Берёза, Новая Сильвия и Большая звезда с долиной прудов и достоянием Павловска, украшают их павильоны выполненные в классическом стиле.

В 1989 внесен в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Чтобы посетить Павловский парк необходимо доехать до Павловска:

Электрички от метро Купчино время в пути 20 минут, за 41 руб., школьникам льготы; или с Витебского вокзала Санкт-Петербург, стоимость билета - 54 руб.(2019 г.).

Автомобильный маршрут

Автобусы от м. Московская, м. "Купчино": № 286, 299, 545Б, 545; маршрутки: К299, стоимость проезда 46 рублей (2019 г.) до Павловского ж/д вокзала, в пути 30 минут

Камерон Чарльз (Карл Карлович). (1743 - 1812)

Парк находится недалеко от ж/д вокзала.

Режим работы: с 6:00-23:00. с 01 мая до 31 октября (с 10:00-18:00).

Вы можете прогуляться и познакомиться с историй Павловского дворца, а также провести этот день с семьей и насладиться всей красотой пейзажей или провести фотосессию.

Камерон Чарльз (Карл Карлович). (1743 - 1812)

Вход:
  1. Для взрослых — 150 рублей;
  2. Для учащиеся (7-18 лет) — 80 рублей;
  3. Для детей (до 7 лет) — бесплатно.

Кафе и рестораны в Павловске

  • Кафе «Славянка» - Адрес: ул. Садовая 20в, Павловск, Санкт-Петербург, с 11:00 — 20:00, телефон:
  • Гранд-Кафе «Флора»- Адрес: ул. Привокзальная д. 3, Павловск, Санкт-Петербург, с
  • Кафе «Отдых»- Адрес: ул. Конюшенная 1, Павловск, Санкт-Петербург, с
  • Кафе «Молочный домик» - Адрес Садовая (Павловск), 20с, Санкт-Петербург, с +7(812)452-38-09, +7(812)957-00-19
  • Ресторан «БИП» - Адрес: Павловск, Мариинская улица, 4, Санкт-Петербург, 1 этаж +7(812)244-28-28

Павловский дворец история

Эти места во временя правления Екатерины Великой были любимыми краями для ее охоты. Императрице решила подарить их сыну Павлу Петровичу для застройки загородной усадьбы.

Но разрешить молодой паре супругов самим решать кто и что короче возводить для них пока не в воле Екатерина II.

Великолепный дворец с белыми колонами вырос в Павловске по указанию императрицы созданием ее любимого и уважаемого архитектора Чарльза Камерона из Шотландии, обладающим профессиональным мастерством, работал в стиле — классицизма.

Камерону не было еще сорока лет в то время, он был молчаливым и угрюмым, о своей жизни ничего не рассказывал. Но о нем говорили, что он выходец знаменитого рода шотландцев Камеронов бунтовщиков-якобитов, которые поддержали Джеймса Стюарта в его предъявление своих прав на английский престол. Уже после этого поражения мятежа его отец отбыл со своим семейством в Европу, где зодчий заинтересовался раскопками античных построек.

В Павловск он приехал лишь с дорожным ссср и нивелиром. Камерон был очарован туманными долинами и рекой с водопадами, которая напоминала родные края. В его задачу входило измерить местность, поставить планы и представить на утверждение Екатерине эскиз будущего дворца наследника.

Павел холодно к нему отнесся при встрече, но у зодчего Чарльза Камерона была надежная защита в лице царицы. Всем своим внешним видом шотландец Чарльз показался молодой чете учителя нудиста.

Построить свое творение настоль же существенного было его самой важной мечтой, поэтому приехал в Россию. С рассвета до темноты шотландец трудился над чертежами дворца. Работа его охватывала полностью, ведь с чистого листа, где узкая извилистая река с водопадами Славянка и живописным лесом, ему нужно было по своему усмотрению разбить парк и построить павильоны и дворец.

Павловский Дворец

Камерон был зодчим эпохи возрождения и приверженцем Палладио, соответственно частью пейзажа оказался бы его гордостью дворец и тем более архитектор задумал строить здание с бельведером в манере русской усадьбы на высоком берегу.

Но в русле извилистой реки Славянки этого холма не было. Камерон исходил вдоль и поперек все вокруг и наконец-то нашел место, где возможно было построить, но прежде всего необходимо до неузнаваемости изменить все вокруг. Сотни работников по земляным работам прибыли на урочище Славянки и усердно работали, расширяя берега реки. Срезанный грунт поднимали на холм с помощью лебедок, и он с каждым днем выше.

Сын Екатерины Павел видел все изменения с противоположного берега из дома Паульлюста в переводе с немецкого "Павлова утеха”. Река становилась все шире и ее воды ближе подбирались к деревянному дому наследника, все печальнее становилось Павлу Петровичу.

О чем свидетельствует ваза, которая стоит в белой столовой, как уникальный свидетель этого века. Маленькая роспись художник сохранилась на этот момент, однако не в раз можно увидеть на картинке деревянные леса и фигуры строителей дальнего плана за домом Паульлюста.

Екатерина властвовала буквально в том, что Павлу Петровичу принадлежало по праву. Павлу Петрович любил этот замок и побаивался, что мать Екатерина его не пожалеет. Начали привозить леса, в грунт забивать сваи.

1782 году супруги под именем графа и графини Северных с очевидной радостью тогда отправились в заграничное путешествие. Их ожидала свобода без огорчений и навязчивого контроля, Павлу исполнилось 28 лет, Марии 23.

До отъезда молодым супругам Чарльз вежливо порекомендовал привезти из Европы побольше предметов старины, антиков, для украшения интерьера нового великокняжеского дома и идея понравилась молодым супругам.

Кортеж отправился в дальний путь, а Чарльз приступил к обычным ежедневным работам. Однако точно, что он мог не оглядываясь работать на чьи-то раздраженные взгляды сказать нельзя. Рядом с ним всегда постоянно был управляющий Кюхельбекер, сообщал о всем Павлу Петровичу. Кюхельбекер остался в истории до конца жизни, как друг Пушкина Вильгельма Кюхельбекера и отец декабриста при дворе имел чистую репутацию человека делового и ответственного.

Когда был положен первый камень в основание дворца, он мгновенно Северным графу и графини сообщил. Известие это Павел получил в Париже. Наследник в то время с женой гостили во Франции у короля и королевы Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Молодые супруги не без грусти прочитали это письмо, понимая, что оба их дома Марьина даль, т.е. Марьина долина Паульлюста затем будут разобраны. Пока долетели письма в Европу туда и обратно, отношение усложнялись Камерона и Кюхельбекера день ото дня.

Строгий зодчий не считал судя во всему нужным входить в положение тех трудностей, которые случались на доли управляющего.

Положение дорог было ужасным, не было мостов, срывались поставки материалов из-за непогоды, Камерон был все время чем-то недоволен. Без сомнений рассчитывал мастеров строителей за небольшие огрехи и запрашивал новых. Вот только тружеников настоящих были единицы, поэтому приходилось медленно строить. Кладка из кирпича получалась идеально ровной, так как кирпич доставлялся отличного качества.

В комнатах сохранились скосы, выходящие на северную сторону, т.к. архитектор распорядился делать их, чтобы комнаты не лишались дневного света из-за толстых стен и после перестроек присутствуют. Ко времени прибытия осенью 1782 года наследника с женой Паульлюста все еще не был разобран, снесены лишь два служебных корпуса, а у здания Павловского дворца успели поднять лишь первый этаж. Внешний вид дворца имел форму квадрата. Шестьдесят четыре дорические колонны поддерживали кровлю галереи, которая полукольцом охватывали круглый двор и вели к двум флигелям.

Дворец был спроектирован так, что ось парадной анфилады, казалось проходила насквозь, прорезая здание и создавало впечатление, что липовая аллея через залы спускалась к реке.

Когда строили второй этаж, то на первом шла отделка, где судя по всему задумывались располагаться комнаты хозяина. Эти залы должна была украсить скромной лепкой, меньше блеска и парадности, ожидая Камерон получал от Екатерины одобрение.

Молодым супругам такой аскетизм их жилища не доставлял удовольствия и восторга. Приехав из зарубежного путешествия они доставили образцы лучших итектур и свои личные впечатления, а также считали себя тонкими экспертами искусства, жаждали сами принимать решение оформления их дворца.

Центром дворца ежедневной жизни наследника Екатерины следовало стать большой комнате или как ее после назвали “Белой столовой”. Двери и окна открывались на крыльцо, с которого открывался вид на реку Славянку. Они же и стали мотивом серьезного конфликта между зодчим и управляющем.

Камерон Чарльз (Карл Карлович). (1743 - 1812)

Кюхельбекер настаивал обязательную честь предложений Нины Федоровны и создать оконных проемы другие, но Чарльз Камерон остался глух к такому запросу. Екатерина II с одобрением отнеслась к его идеи и идти на поводу и в угоду жене наследника не стала. Он был не очень хорошим дипломатом, раз допустил сделать такую оплошность.

Естественно, что ему не прошло это даром, т.к. обиды Мария Федоровна не забывала, но была пока не властна освободить от дел любимого зодчего царственной свекрови. Столовую украсили в мягкий фисташковый цвет, другими словами как его указывали в документах в те времена цвет зеленого яблока в тон летней листвы и газона. В этом проблем и разногласий не возникло между зодчим и хозяевами. Зал делали красивым украшающие белоснежные пилястры с лепкой и контурами, никакого парадного богатства, никакого золочения. Колонны, как венки живых цветов, как лепные гирлянды и стволы деревьев. Все в единстве с природой тех мест, все вызывало восхищение.

Великая княгиня мечтала в залах увидеть побольше декора, бантиках и розочках оживить стены гостиных с чем не мог согласиться Камерон, вызывали у шотландца оторопь, предпочитал классическую меру.

Огромное количество ящиков и сундуков поступили вслед великокняжеской парой из заграничного путешествия. А в них скульптуры, картины, вазы все эти дорогостоящие вещи должны были получить свои места во дворце.

Камерон Чарльз (Карл Карлович). (1743 - 1812)

Для подарка Людо́вик XVI малинового гобелена была создана одна из овальных стен коврового кабинета и отдельная комната для билья́рда. Павел Петрович привез моду на эту игру из Европы и сильно горел желанием пригласить своих близких друзей на партию.

Над этим залом Чарльз работал с особым чувством, т.к. он только женился на младшей дочери Елене Буш царскосельского садовника Екатерина II и собранные возлюбленной гербарии стали основой лепных гирлянд дворца.

Камерон требовал делать их непременно от мастеров дворца, как можно выпуклыми, чтобы тени в разное время суток, необыкновенно меняли их контур. Камерон в совершенстве владел игрой света и проявил свое мастерство и в танцевальном зале. Окна этой части здания выходили на север, солнца здесь не было никогда, но зал зато оживал вечером, блеске зеркал и в тепле света сотни свечей, когда приветливая хозяйка всегда с улыбкой на лице приглашала к танцам гостей. Здесь не стеснялись танцевать вальс-котильон, который подвергся резкому осуждению и этике нападкам того, что свое начало они вели от простых народа и были вполне привольны высшего света.

К сожалению мы не знаем что за картины и вазы первоначально украшали этот зал их жизни дворца. Андрей Мартынов русский пейзажист создал дух того времени Павловска, где на полях пасутся великокняжеские овечки с бантиками на шеи, пасторальные картины, полный ритм усадебной жизни, тихий быт семьи, где супружеская пара любит друг друга, слышны голоса их детей. Позднее появились четыре панно с видами Павловска в XVIII – XIX веков.

В этом доме держался свой порядок и рады были лишь близким людям Павла и жены Марии, именно их преданные друзья, только те с кем хотели они делить безбурные веселья молодости. Через время потом зеркальные стены будут украшать полотна Юбера Робера местного живописца, приобретенные Павлом Петровичем и Марией Федоровной в Европе.

Из Михайловского замка полотна доставят в дворец, Танцевальные вечера устраивать уже не будут, минуют в прошедшие те времена, иногда уставшие гости были не прочь отдохнуть достигали танцевального зала и по сути в старой гостиной.

Спустя время строились и новые покои для приема, поэтому ее стали называть старой. Стены зала были обшиты шелком с позолочённой лепкой, музыка стихала т.к. в этом интерьере ткань поглощала звук, подобранная лучшая мебель в стиле Людо́вика XVI, привезенная Павлом и Марией из путешествия почти что целый гарнитур созданный французскими мастерами. До сих пор подлинное золочение сохранили эти предметы, и лишь только шелковая обивки испытала тщательную реставрацию.

Скромная, даже не мраморная парадная лестница, совсем непохож на загородный дом, а больше на усадьбу помещика, не Императорскую. Неизвестно кто настоял на такой простоте, на пудовских известняковых ступеней, можно только догадываться.

Возможно Екатерина указала Павлу где его место, а может Камерон воплотил подобную идею образца итальянской виллы на берегах русской реки Славянки.

В вестибюле рустовка, роспись и медальоны со знаками зодиака, без египетских статуй точная задумка шотландского зодчего. Расписанный потолок аллегориями и всех времен года, хранят в себе некую тайну, загадка скрывается за лестничным пролетом. Возможно тем, кому не пришлось пройти далее так и остались в неведении, что ж выше. Главный зал был скрыт, там архитектурный центр ансамбля дворца, купольный зал-ротонда. По окружности расположен парадный великокняжеский интерьер.

Все большие комнаты как произведения искусства со скромной отделкой напоминают воспоминания в них и что видимо как будто бы, какая судьба ждет в будущем его хозяев и к чему нужно готовиться.

Камерон Чарльз (Карл Карлович). (1743 - 1812)

Зал-ротонда

Приемы античных мастеров Камерон отлично знал, такие постройки назывались в древнем Риме око пантеона, со световым окном в куполе. Строго геометрической формы круга, параллели и вертикали, создавали прекрасную картину. Ярусы этажей как будто нанизаны друг на друга. Мощный первый пояс переходил в более легкую галерею и лишь потом в подкупольное окно. Отсутствие живописи, все та же игра света, которая в различное время суток меняло буквально все вокруг, даже настроение.

Камерон Чарльз (Карл Карлович). (1743 - 1812)

Витрина античных шедевров

Из Италии были доставлены четыре античные статуи: «Бахус», «Купидон с крыльями, луком и колчаном», «Венера Медичи», «Купидон с крыльями лук натягивает». Этот зал является как бы витриной коллекции античных шедевров наследника престола. Стены с барельефов двух веков нашей эры, обряд римской свадьбы на одной, триградцы с другой. Простенки промеж нишами заняли профильные портреты римских императоров и их жен.

Камерон Чарльз (Карл Карлович). (1743 - 1812)

Если бы Камерону довелось довести свой замысел до конца, то сложно предположить каким бы был этот зал. Возможно стал более ярким олицетвореньем его таланта, но взаимоотношение архитектора с хозяевами резиденции становились с каждым годом все сложнее. Павел совсем охладел к архитектурному комплексу, постоянное внимание было отдано Гатчине и он село Павловское подарил жене Марии Федоровне, здесь и припомнила княгиня о горькой обиде, причинившей упрямому зодчим ей тогда и она дозволила, чтобы Виченцо Бренна, пришедшего вначале как помощника Камерона потом смело взявшего все дела в свое управление.

Смерть Императрицы Екатерины II окончательно поставило точку на карьере шотландца, наступила иная эпоха, у Камерона не было больше покровителей, а со второй ролью, которую ему отводили, он не смог смириться. Зал-ротонда, как и греческий зал заканчивал Бренни.

Чопорный и замкнутый шотландец Камерон отстраненный от дел вел уединенную жизнь, ни с кем не общался и не разделял свои горести, ни разочарования, будто старый мастер-корабельщик осознавал, что настал роковой момент, т.к. его щедевр сошел со стопилей и зажил своей жизнью в безудержном буйном море. Но он твердо верил, что какие бы не пришлось пережить тому дворцу перемены еще стоят над землей стены и зрит оком своим в необъятное небо зал-ротонда, память о нем никогда в жизни не исчезнет.

P.S. Родился Чарльз Камерон в 1743 году в обеспеченной шотландской семье. Его отец Вальтер Камерон был членом гильдии плотников. Лучшие мастера гильдии получали звание мастера-строителя и становились помощниками архитекторов. Это была новая профессия. Они составляли сметы, нанимали рабочих, подписывали контракты. Все сооружения Чарльза Камерона всемирно известны. Они являются национальным достоянием и охраняются государством.

Если у Вас есть, что добавить, пишите в комментарии.

Понравилась статья? Поделись!

4 комментария

  • Людмила Иванова

    Благодарю, Надежда за такую интересную познавательную экскурсию по дворцу. Давно мечтала там побывать. Летом обязательно съезжу в этот дворец.

    Ответить
    1. Надежда Суслова

      Людмила, благодарю за отзыв. Конечно твои намерения не плохие. Просто рекомендую побывать, этот Павловский парк занимает почти 600 га и на его посещение как раз один день уйдет, а еще фонтаны в Петродворце, так, что одного дня для Питера мало.

      Ответить
  • Виктор Бастрыгин

    Надежда, великолепная статья! Как интересно вами объединена история жизни и творчества Чарльза Камерона с красотой архитектурного комплекса. Так интересно, захватывающе и познавательно. Никогда не был в Павловске, а как-будто реально побывал. Честно говоря, получил огромное удовольствие от прочтения! Желаю вам написать много новых хороших статей, а ещё больше читателей и подписчиков на ваш блог.

    Ответить
    1. Надежда Суслова

      Виктор, это не вся его биография Чарльза Камерона, после того как шотландца отстранили от дел, Камерону отказывают в заказах и он отправляется на Украину в Батурин, где для гетмана Кирилла Разумовского Камерон строит к 1803 году Батуринский дворец. После смерти Павла и воцарения Александра I Камерон был вновь возвышен. В 1802—1805 состоял главным архитектором Адмиралтейства, но ему не удалось осуществить все задуманное. Чарльз Камерон скончался в конце марта 1812 года. Его вдове была назначена пенсия. Сейчас сооружения Чарльза Камерона всемирно известны. Они являются национальным достоянием и охраняются государством.

      Ответить

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение

Яндекс метрика